Иерей Василий Михайлович Шерстенников. 06 (19).02.1879 – 23.11.1938
Василий Михайлович Шерстенников родился в 1879 году, в селе Старые Зятцы Вятской губернии, в семье священника Михаила Ивановича Шерстенникова.
15 июня 1899 года окончил курс Вятской Духовной Семинарии с аттестатом 2 разряда.
4 июля 1899 года, определен на священническое место к церкви села Сырчана Нолинского уезда. 11 июля 1899 года рукоположен в сан иерея.
Жена – Павла Георгиевна (04(17).09.1879 г.р. ). Дети – Мария (1902 г.р.), Серафима (1903 г.р.), Владимир (1906 г.р.)
20 октября 1900 года, согласно прошению, перемещен на диаконскую вакансию села Мушковай Малмыжского уезда с откомандированием в село Чекан.
За благочестное служение церкви Божией и ревностное содействие по постройке храма и церковных домов в селе Чекан, 23 марта 1903 года награжден набедренником.
С 1 сентября 1901 года состоял законоучителем Чеканской земской школы и Церковно- приходской женской школы.
23 марта 1903 года утвержден штатным священником в селе Чекан. 6 мая 1907 года Преосвященным Филаретом награжден скуфьею.
1 августа 1908 года, согласно прошения, перемещен в село Сюмси Малмыжского уезда.
С 1900 по 1911 года являлся председателем церковного строительного комитета в селах Сырчана, Чекан, Верх–Юс. В селе Верх — Юс построена Скорбяще–Богородицкая церковь.
С 1908 по 1911 год – заведующий и законоучитель в Грызуновской и Васькинской школах грамоты. С 1909 по 1911 год законоучитель в Маркеловской, Верх — Уйвайской, Сюмсинской земских школах. С 1911 по 1914 года – законоучитель в высшем начальном училище и земских начальных школах в Васькино и Вотских Вишорках.
В 1911 году, в селе Сюмси, при народном доме, открылась библиотека-читальня, народный дом, ремесленное училище. В состав Совета библиотеки вошли: лесничий Копкинского лесничества Василий Степанович Желтопалов, учительница Сюмсинского земского училища Александра Михайловна Несмелова, члены совета: священник с. Сюмси Василий Михайлович Шерстенников, купец Алексей Михайлович Долбежев, его сестра Анна Михайловна Долбежева, крестьянин Дмитрий Алексеевич Петров.
1911 год – священник Василий Шерстенников обращает из раскола в православие 10 человек. Получает благодарность из училища Малмыжского совета за законоучительские обязанности в земских школах.
В 1911 году, избран депутатом на Вятский Епархиальный съезд.
С 1912 года законоучитель в Сюмсинском лесном кондукторском училище.
В 1913 году избран следователем по 3-му благочиннеческому округу Малмыжского уезда.
С 1914 года – законоучитель в 4 классном Городском Сюмсинском училище.
С 1908 по 1915 год — состоял в Попечительском совете. В совет входили как крестьяне, так и купцы, местная интеллигенция, лесопромышленники. Деятельность попечительского совета выражалась в заботах о благоустройстве храма Божия. Был позолочен правый иконостас, содержались церковно –приходские школы, ремонтировались ризницы и причтовые дома, приобретены книги для клироса, резные золоченые аналои, священнические и дьяконские облачения.
В 1914-1915 годах священник состоял в Сюмсинском Елисаветинском и Сюмсинском Татьяновском попечительских Комитетах о семьях запасного и ротного ополчения, Попечительском Комитете о беженцах и сиротах войны.
По части священника Василия Шерстенникова приходилось: в селе Сюмси — мещан — 80 человек, крестьян — 487. В Русской Бабье -160 человек, Русских Вишорках -132 человека, в деревне Кучей-96 человек, в Вотских Вишорках – 270, в деревне Белоключ – 86, Татаурово- 46, Вотской Бабье – 202, Щеглово- 106, Дербени- 135, Уйвай- 80, Сюровай – 110, Матюшино – 92, Солодяны – 52, Новый Кузлук- 8, Гайны – 200, Лялино – 9 человек.
1916 год, при храме создано братство во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Открыты кружки ревнителей распостранения полезных знаний, церковного пения, трезвения,благотворительный, и другие.
В 1916 году, священник Василий Шерстенников, резолюцией Преосвящ. Амвросия перемещен в город Сарапул к Сарапульской кладбищенской церкви.
С 1920 года — благочинный города Воткинского благочиния.
Арестован 19.09.1931г. Осужден 14.01.1932г. Лишение свободы 3 года. Реабилитирован 17.11.1989г.
Выдержка из открытки В.М.Шерстенникова из лагеря:
«Милые и дорогие! Решение: 3 года конц-лагерей Вишерских, начиная со дня ареста…Не падайте духом, не горюйте… Скучаю об Вас. Стараюсь терпеливо перенести все испытания… Глубокий поклон доброй хозяюшке Елизавете Яковлевне, Желаю здоровья и скорого поправления Симочке. Настроение духа моего иногда спокойное, иногда впадаю в уныние и печаль. Надеюсь, что хотя Вы не забудете меня, думаю, что если и все забудут меня, лишь бы вы не бросили несчастного папку. Мне это дороже всего. Среди моря людей я одиноким себя чувствую, но душа успокаивается тем, что милая Павлушка не бросит меня….
13 марта 1932г. Закл. В.М.Ш.».
Эта открытка напечатана в книге «Жизнь в дневниках», Протоиерея Михаила Стефановича Елабужского, мужа старшей сестры Василия Михайловича — Марии Михайловны.
А вот ещё одна выдержка из дневника М.С.Елабужского:
«9 июля 1935 г., понедельник. Сегодня отправились домой В.М. с Павлой Е. гостившие у нас с 3 июля. Четыре года я не видался с ними, и после всего им пережитого, послушать было чего. Из близких родственников они более других, — можно сказать они только,- поддерживают близкую родственную связь. В.М. смотрит на наше свидание, почти как на последнее, очень стремился к нему; прощаясь, необычно кланялся нам в ноги, как бы на веки прощаясь. Мне, при моих 65 годах и немощах, и вызываемого ими домоседства, естественнее было думать, что это последнее свидание. Он же на 10 лет моложе меня. Но верно испытания последних годов подорвали его силы, и телесные и духовные, и в них – бодрость духа. Свидание ещё более укрепило связь нашу, и надеюсь, она будет поддерживаться живою перепискою».
26 мая 1937года была последняя запись М.Елабужского в «Дневнике», а «19 сентября 1937 г. протоиерей М.С.Елабужский отошел ко Господу. Неизвестно, узнал ли он, что 8 августа 1937 года Василия Михайловича снова арестовали.
Священник Василий Шерстенников был приговорен 19 ноября 1937г. Расстрелян 23 ноября 1937г.
Реабилитирован 11 мая 1989г.
Иерей Овчинников Николай Николаевич 1875 — 1931
Дата рождения: 1875 г.. Место рождения: Удмуртская АССР, Сюмсинский р., д. Малые Сюмси Пол: мужчина Национальность: русский Образование: среднее Место работы: священник Место проживания: дер. Сюмси Где и кем арестован: Удмуртская АССР, Сюмсинский р., д. Сюмси Мера пресечения: арестован Дата ареста: 12 октября 1930 г. Осуждение: 17 января 1931 г. Приговор: ВМН (расстрел) Дата реабилитации: 23 марта 1989 г.
Из Клировой ведомости Сретенской церкви села Сюмси за 1924 год.
Николай Николаевич Овчинников 49 лет. Награжден набедренником в 1907 году, скуфьею в 1910, камилавкой в 1918 году. Обучался в Вятской Духовной Семинарии и окончил в 1898 году 15 июня, курс по 2му разряду.
1899 год 1 марта определен псаломщиком при церкви села Троицкое Елабужского уезда.
18 декабря 1901 года перемещен к церкви села Можга Елабужского уезда.
25 января 1902 года, определен священником в селе Ермолаево Елабужского уезда. С 1902 по 1912 года, по назначению Епархиального начальства, проходил должность закона учителя Кумырсинской земской школы, Старо – Сальинской, Кады – Сальинской церковно приходской школы.
В 1912 году, 15 февраля, согласно прошению примкнул к церкви села Узей Малмыжского уезда. С 1912 по 1917 год был законоучителем Узинской церковно – приходской школы и Билигуртской земской школы.
10 января 1917 года, по распоряжению Епархиального Начальства примкнут к церкви села Сюмси, 8 июля того же года отказался от сего места. 10 апреля 1920 года, допущен к месту псаломщика сей церкви.
С 1923 год по октябрь 1930 года — священник Сретенской церкви села Сюмси.
В семействе у него жена Афанасия Петровна, 45 лет, дети : Зоя 16 лет, Николай 11 лет, Антонина 9 лет, Борис 7 лет находятся при отце.
Леконцев (Лекомцев) Пётр Фёдорович миссионер, просветитель, священнослужитель. 1883 -1937
Родился 21 декабря 1883 г. в д. Ягошур Глазовского района. Окончил Вятские миссионерские инородческие курсы. Назначался диаконом в с. Тортым Глазовского уезда, священником в с. Муки-Какси Малмыжского уезда (где ввел церковное пение на удмуртском языке), с. Новый Мултан Малмыжского уезда.
В 1919 г. организовал Новомултанскую учительскую семинарию. Сотрудник переводческой миссионерской комиссии.
Осенью 1918 г. поддержал антибольшевистские выступления крестьян, в 1924 г. осужден на 3 года.
В 1930-е гг. выступал против разграбления и уничтожения храма в с. Новый Мултан.
В 1937 г. обвинен в создании «контрреволюционной фашистской группы из бывших кулаков», через 2 месяца расстрелян по постановлению «тройки» НКВД.
Священник Роман Федорович Коробейников.
Житель деревни Черной Светлянской волости Сарапульского уезда Роман Федорович Коробейников был «коренным раскольником Австрийской секты». Неожиданно, что-то заставило его переменить свои взгляды. Было составлено «ДЕЛО О ПРОШЕНИИ СЕЛЬСКОГО РАБОТНИКА Д.ЧЕРНОЙ СВЕТЛЯНСКОЙ ВОЛОСТИ САРАПУЛЬСОГО УЕЗДА РОМАНА КОРОБЕЙНИКОВА О ПРИЗНАНИИ ЗАКОННЫМИ ЕГО ДЕТЬМИ ФЕДОРА, АЛЕКСАНДРА, ПАВЛА, КАПИТОЛИНЫ И МАРФЫ, ПРИЖИТЫХ В СВОДНОМ БРАКЕ С КРЕСТЬЯНКОЙ АННОЙ СИГАЕВОЙ» (ЦГА УР Ф.245,оп.2 д.1351)
7 марта 1893 года был «Присоединен к греко-российской церкви вторым чином в Сарапульском Вознесенском соборе». В метрической книге собора было записано так: «Сарапульского уезда, Светлянской волости, деревни Черной Роман Федоров Коробейников 35 лет, родившийся в расколе Австрийского согласия от родителей Федора Иоаннова Коробейникова и Анны Евфимьевой – в следствие изъявленного им решительного желания помазанием св.мира присоединен к православной греко-российской церкви с оставлением прежнего имени Романа». Примечательно, что крестными родителями его стали очень уважаемые люди — сарапульский купец Прокопий Никифорович Дедюхин и сарапульская купеческая жена Ольга Ивановна Ижболдина.
Дальше: Роман Федорович поступает учиться в Вятскую противо-раскольническую школу святителя и чудотворца Николая, которую успешно закончил через три года. В переписи 1897 года он был обозначен так: «Коробейников Роман Федорович, хозяин, 39 лет, крестьянин, из государственных, обучался в братской школе, земледелец хозяин». Здесь же указывалось, что трое его старших сыновей тоже учились в братской школе. К сожалению, не удалось найти записи в метрических книгах, когда остальная семья была присоединена к православию. Видимо, это священнодействие было совершено ни в их родном приходе, ни в Сарапуле.
Вернувшись домой, Роман Федорович становится с 1899 года членом Союза ревнителей Православия в Светлянском приходе Сарапульского уезда и единовременно исполняет учительскую обязанность в Черновской школе того же прихода и уезда. Примечательно, что в метрических книгах в записях о рождении своих детей он записывался как «сельский работник».
С того же года Роман становится псаломщиком церкви соседнего прихода села Тойкино. В его «послужном списке» указывалось: «Поет вполне удовлетворительно, краткий катехизис и священную историю знает достаточно. Поведения хорошего». С этого времени начинается его путь священнослужителя. В 1900 году он перемещается в село Нижний Лып Сарапульского уезда, утверждается в должности псаломщика. В 1902 году рукополагается в сан священника (в то время правила приема в священнослужители были не такие строгие, как сейчас, и ученик братской миссионерской школы вполне мог стать священнослужителем). Тогда же новоиспеченный диакон перемещается в приход села Каменный Ключ Малмыжского уезда, а спустя три года — в село Халды того же уезда «с правом рукоположения в сан священника». Спустя пять лет, в 1905 г. Р.Ф. Коробейников был рукоположен в ранг священника при церкви села Халды Малмыжского уезда с оставлением на дьяконской должности и откомандирован в деревню Лекшур того же прихода для строительства нового храма, причтовых домов и школы. С 1906 года состоял законоучителем в Лекшурской земской школе, а с 1910 года и в земской школе деревни Мокрушино. В 1910 г. Коробейников определен на штатное место священника уже к самой Дмитриевской церкви села Лекшур. С 1913 года он состоит окружным миссионером третьего благочинного Малмыжского уезда. На 1915 год он получал жалование из государственного казначейства в размере 450 рублей в год. Такое жалование предназначалось священникам, которые служили в «неблагонадежных» приходах, где было много язычников или старообрядцев. Видимо, немало старообрядцев было и в Халдинском приходе, и не случайно туда был направлен отец Роман Коробейников, «бывший «коренной старообрядец». А кто лучше не знает староверов как их бывший единоверец?
Епископом Филаретом Вятским Р.Ф Коробейников в 1909 г. был награждён набедренником, скуфьей в 1914 г. Позднее, в 1922 году, Томским Епархиальным начальством награжден камилавкой, Архиепископом Алексием Сарапульским в 1924 году Коробейников награжден наперсным крестом.
Семья священника Коробейникова была многодетной. Роман Федорович с супругой Анной Евстафьевной воспитывали девять детей.
Дочь священника Р.Ф. Коробейникова Марфа Романовна некоторое время была учительницей в Лекшурской земской школе. В 1916 году Роман Федорович отмечен в Клировой ведомости, как вдовец. В сентябре 1924 года по распоряжению Архиепископа Алексия Сарапульского в Лекшур настоятелем Дмитриевской церкви возвращается Роман Федорович Коробейников. С мая 1919 года он отлучался в Томск на лечение. После чего Епископом Анатолием Томским был направлен на свободное место священника в село Солоновка Славгородского уезда Омской губернии.
В марте 1937 года в соответствующие органы по вопросам культа по Сюмсинскому району от церковного совета села Лекшур поступила жалоба о том, что имеющийся в этой церкви священник Коробейников от религиозных обрядов отказался в виду своего возраста. Здание церкви требует тщательного капитального ремонта, опасно для использования. Другого служителя церкви, способного заниматься работами по реконструкции здания и выполнять религиозные обряды, нет. Начался процесс официального закрытия церкви.
На основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 10 июля 1939 года Дмитриевская церковь села Лекшур была закрыта. Здание передано под школу.
Священник Павел Романович Коробейников
Один из сыновей Романа Федоровича Павел Романович Коробейников, 1887 года рождения, в 1904 году окончил обучение во Второклассной церковно-учительской школе села Осинские Дубровы Осинского уезда Пермской губернии. В 1905 г. он приступил к службе церковника при Дмитриевской церкви. В 1910 году Павел Романович был определен в псаломщики на штатное место. В 1912 г. посвящен в стихари.
Сын священника Павел Романович Коробейников в 1916 году числится уже дьяконом-псаломщиком в церкви села Пермяково Сарапульского уезда.
Далее служит в храме с. Ува-Тукля Увинского р-на Удмуртии.
Павла Романовича Коробейникова арестовали 18.09.1937 и вынесли над ним ложное осуждение 20.12.1937, на 10 лет.
Умученный иерей Павел Романович Коробейников отошел ко Господу от мучений в лагере Каргопольлаг, Архангельской области , 5мая 1938года. Реабилитирован 23.06.1989 года
Садаков Прокопий Данилович, священник
Родился в 1900 г. в д.Касарги Сарапульском уезде. Получил духовное образование. Служил в селе Валамаз. Последнее место служения – с.Сюмси. 25 апр.1931 г. был осужден на 5 лет л.с. 19 февр.1938 года о.Прокопий из тюрьмы писал в жалобе Прокурору УАССР:«19.12.1937 я арестован Сюмсинским НКВД по неизвестной причине. Того же числа я был допрошен, и на допросе оказалось следующее: якобы я систематически занимался антисоветской агитацией, клеветуя по адресу партии и правительства, за что подвергли заключению в Ижевскую тюрьму. Я задал вопрос начальнику Сюмсинского НКВД: «Дайте мне очную ставку с теми, кто на меня клеветует!» Он ответил, что не с кем давать очную ставку, а следствием установлено. Я говорю: «Следовательно, вы меня обвиняете лишь в том, что я служитель религиозного культа?» Он ответил с усмешкой : «Да! Только за это!» — поставив мне обвинение по ст. 58 п.10 ч.1УК. 11 февраля 1938 года в Ижевскую тюрьму выехал помощник начальника Сюмсинского НКВД Кутявин и объявил мне, что «я приехал заканчивать следствие». Прежде чем вести следствие, он начал издеваться над мной, называя меня дармоедом, врагом народа, обманщиком, мракобесом, кровопийцей и еще многими другими грязными словами, матюгаясь и угрожая мне. Он говорил, что «мы тебя осудим теперь так, что ты не увидишь больше своей семьи…»
Ни в чем я совершенно невиновен. Гражданин прокурор! Обратите мое внимание на мое семейное положение! Семейство мое состоит из 5 человек, из которых нет ни одного трудоспособного. Жена больная и ненормальная, за которой нужна посторонняя помощь, трое малолетних детей, из них 2 учатся в школе, которым необходимо питание, обувь, одежда и школьное пособие, третий 2 года болен, не имея сил ворочаться с бока на бок, ему также нужны средства на лечение, усиленное питание и т.д., и мать – старуха 74 лет, не имеющая сил ходить. Положение мое бедное, хозяйства никакого не имею, также нет своего дома…. Я сын бедного крестьянина, участник гражданской войны, утративший все почти здоровье и силы, имея тяжелое ранение. Служил 4 года в рядах Красной армии».
Следствие не обратило внимания на эти слова. 22 мая 1938 года на заседании спецколлегии Верхсуда УАССР о.Прокопий был приговорен к 8 годам л.с. 5 ноября 1941 г. батюшка скончался в Магаданском концлагере. Причиной смерти указывался «упадок сердечной деятельности». Захоронен на кладбище лагпункта в пос.Днепровский Южного района Дальстроя.
Кордемский Илья Александрович. Протоиерей.
Илья Александрович Кордемский родился 11 июля 1884 года в селе с. Ежово Глазовского уезда, от псаломщика.
22 июня 1900 года окончил курс в Яранском Духовном училище.
С 1 сентября 1900 года, по 15 января 1901 года проходил должность учителя в Старо – Марьянской школе грамоты.
С 24 июня 1901 года по 15 мая 1902 года, Илья Александрович Кордемский определен церковником при крестовой церкви города Сарапула, согласно прошению. С 15 мая 1902 года, определен псаломщиком к Сретенской церкви села Сюмсей Малмыжского уезда. 14 февраля 1906 года псаломщик Илья Кордемский, посвящен в стихарь. Имел голос тенор, хорошо правил и солировал. В семействе у него: жена Анфиса Николаевна,1886 года рождения, окончившая курс в Елабужском Епархиальном училище, дочь псаломщика; и сын Аркадий
Вместе со священниками Василием Шерстенниковым, Владимиром Поповым, псаломщик Илья Кордемский составляет «Сведения о погребенных лицах на Сюмсинском кладбище в церковной ограде, вкотором пишется следующее:
««Здесь покоится тело священника Алексия Максимова Капачинского, строителя и попечителя здешней церкви, скончавшегося 1849 года апреля 17 дня в 10 часов утра на 53-м году своей жизни». Родился в 1797, «был определен сначала в с. Зон, а потом, когда в Зону церковь (деревянная) сгорела, переехал в 1836 году во вновь открываемое село Сюмси (Зон был на время прикрыт). В 1839 году выстроил каменную церковь. Умер от простуды (ездил на Св. Пасхе славить по приходу, в одном логу промок, захворал и умер)».
«Под сим крестом покоится прах рабы Александры Григорьевны, жены священника Алексея Капачинского, скончавшейся марта 14 дня 1876 года от роду 74 лет».
«Здесь покоится прах священноиерея Михаила Георгиевича Вознесенского, скончавшегося 17-го мая 1892 г. 72 лет от рождения». Родился в 1820, «начал службу в Ижевском заводе, а потом переведен в с. Сюмси; был благочинническим духовником, пользовался громадной популярностью, умер от ожирения сердца».
«Здесь покоится тело диакона Алексея Ивановича Домрачева, сконч. 20 августа 1875 г. И жена его Анастасия Семеновна, сконч. 15 июня 1889 г.». Диакон с. Сюмси, родился «около 1815 г.».
«Здесь покоится тело диакона Сергия Петровича Вознесенского, скончавшегося 21 мая 1898 г. 65 лет. Господи, прими дух его с миром!» Родился в 1833, «был примерный диакон».с. 230
«Под сим камнем погребено тело подпоручика Ивана Андреевича Кунавина, родивш[егося] 1775 года, а умер[шего] 1850 г. 29 окт.». «Начальник Сюмсинского (в настоящее время закрытого) этапа».
«Здесь покоится прах по[д]поручицы Александры Петровны Симанской. Скончалась 13 августа 1858 г. на 33-м году от рождения. В память поставлен мужем ее подпоручиком Иваном Петровым Симанским, того ж года ноября месяца». «Жена подпоручика — начальника Сюмсинского этапа».
«Здесь погребена жена судебного следователя София Константиновна Пинегина, родилась 5 ч[исла] августа 1843 года, умерла 18-го февраля 1862 года». РГАДА, ф. 337, оп. 10, д. 10009, л. 98–99. В виде нумерованного списка. Подписали священники Владимир Попов и Василий Шерстенников, псаломщик Илья Кордемский.»
Далее из жизни Ильи Александровича…
В 1914 — 1915 Кордемский Илья Александрович был принят на вакансию иподиакона Кафедрального Свято-Троицком соборе города Вятки. 1917 год – дьякон в том же Кафедральный соборе.
В 1937 году он служил священником при Всех – Святской церкви Михайловского кладбища города Свердловска.
28 октября 1937 года протоиерей Кордемский Илья Александрович был арестован, осужден 4 ноября 1937 года.
Приговор: ВМН (расстрел) Дата расстрела: 9 ноября 1937 г.
Панов Петр Степанович, священник.
Родился в 1875 г., Мамадышский р-н, с.Секинесь; русский; священник.. Проживал: Кировская обл., Уржумский р-н, с.Актыгашево..
Приговорен: тройкой УНКВД Кировской обл. 29 сентября 1937 г., обв.: 58-10..
Приговор: ВМН Расстрелян 14 октября 1937 г. Место захоронения — в г.Киров.. Реабилитирован 20 июня 1989 г.
Из Клировой ведомости Сретенской церкви села Сюмси за 1920 год.
Священник Петр Степанович Панов, сын псаломщика, исполняющий должность наблюдателя церковных школ, Председатель Малмыжского Отделения Совета Сарапульского Вознесенского Братства. 44 года.
За успешное преподавание в Дюсьметьевской 2 классной школы объявлена благодарность Епархиального Начальства в 1898 г. 26 июня 1904 г. Награжден набедренником. 14 мая 1914 года награжден камилавкой.
28 октября 1910 г. за постройку здания Карадульской церковно – приходской школы по представлению награжден скуфьей.
1897 год 15 июня окончил курс в Духовной Семинарии. Состоял младшим и старшим учителем Дюсьметьевской 2 классной школы Мамадышского уезда Казанской губ. С 1 сентября по 29 мая 1900 год.
28 мая 1900 г. рукоположен во священника к Мамадышскому Троицкому собору. Состоял младшим и старшим помощником благочиннаго по 1му округу Мамадышского уезда с 1901 по 1907г. Членом и делопроизводителем Мамадышского Отд.Казанской Епарх.Училищ 1900 по 1907. Законоучителем Яковской и Безсоновской церковных школ Мамадышского уездаот 29 мая 1900 года по 31 августа. По прошению переведен в село Карадули в 1907 году. Состоял законоучителем Карадульской и Пановской церковных школ от 1 сентября 1907 года по 26 дек.1912 год
В 1912 году в декабре переведен в Сосновку Глазовского уезда. Состоял заведующим и Законоучителем 2го классн. Сосновской женской школ и Земского училища с 1912 по 1916 год
Назначен исполн. Д. Малмыжского наблюдателя церковных школ, Председателем Малмыжского Отд.Совета
1916 год — сверх.штатным священником Малмыжского собора
1917 год переведен священником в село Черемисское Малмыжа
В 1920 г. 20 февраля на должность штатного священника с. Сюмсей.
Избран Благочинным духовенства3 округа Малмыжского уезда.
В семействе у него жена Елисавета Константиновна 37 лет, дети Валерьян 16 лет, Ксения 15 лет, София 14 лет, Мария 8 лет, Борис 7 лет.
Олушев Григорий Никандрович. священник
Год рождения 1884
Место рождения Вятская губ., Сарапульский у. (Удмуртская АССР, Сарапульский р.), д. Нечкино.
Служение: 1915 – Вятская губерния, село Сюмси.
Удмуртская АССР, Шарканский р., д.Ляльшур, священник
Год окончания 1932
Аресты: Удмуртская АССР, Шарканский р., д.Ляльшур
Год ареста 1932
Осуждения: тройка при ПП ОГПУ по Уральской обл.
24/09/1932
Статья ст.58–10 УК РСФСР. Приговор 5 лет лишения свободы.
Дальнейшая судьба неизвестна
Реабилитация: Дата 31/05/1989
По году репрессий 1932.
Иоанн Дмитриевич Редников. Священник.
Родился 19 февраля 1882 г. в городе Ижевске. 1893 год — обучался в Ижевском Двухклассном министерском училище.
1901 год – состоял церковником при Покровской церкви города Сарапула.
1912 год – дьякон на вакансии псаломщика Сретенской церкви села Сюмси. Доход дьякона Иоанна Редникова на 1912 год составлял 127 рублей в год.
1915 год — церковь Преображенского монастыря города Вятки. Дьякон на вакансии псаломщика.
С августа 1919 года по октябрь 1933 — настоятель Николаевской церкви села Якшур-Бодья
Из истории села Якшур-Бодья.
Священник Иоанн Дмитриевич Редников.
Высокий, благородный, с длинной черной бородой. У него было восемь детей: сыновья Венор, Борис (1914гр.), Сергей, Герман (1918 гр.) и Евгений (1928гр.), и дочери Рита (1914гр.), Тамара (1910 гр.), Галина. Дети были образованными, культурными и начитанными. Матушка была такой же, высокого роста, ходила в чёрном одеянии. В 1935 году ей было уже примерно 60 лет. 15 октября 1933 г. священник был арестован. 2 апреля 1934 г. осужден на 5 лет. В 1937 году отца Иоанна отправили (выслали) на строительство Волго-Донского канала, оттуда он не вернулся. Когда его репрессировали, матушку с двумя сыновьями выселили из «поповского» дома, жалования семье не дали. Они жили на подаяние прихожан. Они переехали в маленький домик около старого клуба, построенный сыном Германом. Умерла и похоронена матушка в Якшур-Бодье. В «поповском» доме стала жить Анфия Александровна Чубукова, заведующая отделом культуры Якшур-Бодьинского района.
Маргарита вышла замуж за техника дороги, который приехал в Бодью по командировке. Первым секретарем комсомольской ячейки в селе Якшур – Бодья в 1920 году, стал Венор Редников. Герман погиб в Великой Отечественной Войне (1941-1945гг.). Евгений стал полковником, лётчиком-бомбардировщиком тяжёлой авиации. Борис жил в Свердловске. Галина вышла замуж за односельчанина Валентина Боровикова. О других неизвестно.
Дата реабилитации священника Иоанна Дмитриевича Редникова: 26 сентября 1989 г.
Владимир Александрович Упшинский. Протоиерей.
Родился 9 марта 1876 г., сын псаломщика.
1898 год 15 июня окончил курс в Вятской Духовной Семинарии с аттестатом второго разряда.
С 1 сентября 1898 года по 1 сентября 1899 года состоял учителем Смышляевского земского училища Уржумского уезда.
23 августа 1899 год, определен по прошению на священническое место к Троицкой церкви села Токтай — беляка Уржумского уезда.
14 сентября 1899 года рукоположен в сан иерея.
11 февраля 1901 года перемещен согласно прошению на священническую вакансию к сей церкви.
Награжден набедренником 1904 года 4 марта.
Награжден скуфьею 18 марта 1912 года.
Проходил должности по назначению Епархиального Начальства:
Следователя по 3-му благочинному округу Уржумского уезда
Законоучителя Смышляевского земского училища Уржумского уезда. (И еще двух церковно – приходских школ)
Законоучителя Токтайбелякской земской , церковно – приходской и миссионерской школы
Заведущаго (название не разобрала) церковно – приходской и миссионерской школ
1907 год проходил должность законоучителя Муки – Каксинской земской и миссионерской школ.
В семье у него жена Надежда Матвеевна, 33 лет, дочь священника.
Дети : Серафима, родилась 23 марта 1905 года, Леонид, родился 1907 год 9 марта, Сергей родился 1908 год, 29 августа.
20 июля 1913 г. перемещен в с. Елеево.
В 1918 г. прибыл в г. Пермь, откуда эвакуировался во Владивосток, где работал делопроизводителем в канцелярии управления Приморской областью. В 1920 г. эмигрировал в Китай. Служил в Пекине в Православной духовной миссии, в русской посольской церкви. С 1922 г. жил в Харбине. Служил в Софийской церкви в 1925–1927 гг. и в церкви Харбинского женского монастыря в 1927–1939 гг., затем снова в Софийской церкви. Окормлял также храм при тюрьме. Скончался 23.10.1938 г. в Харбине. Похоронен на Успенском кладбище.
Сын Леонид уехал в Калифорнию, Нина(Серафима) погибла, когда искала своего сына, которого у неё отобрали при поисках брата-Аркадия(Сергия). Аркадия репрессировали.
Протоиерей Леонид Упшинский
Упшинский Леонид Владимирович. Родился в 1907 г. в Вятской губернии (село Муки – Какси). Сын протоиерея Владимира Упшинского. В конце Гражданской войны в семьей эвакуировался в Маньчжурию, жил в Харбине. Окончил гимназию (1927 г.) и богословский факультет Института святого Владимира в Харбине (1942 г.) В 1943 г. рукоположен в сан иерея. Служил в Харбине, на станции КВДЖ Яблоня (1947–1953 гг.) В 1953 г. возведен в сан протоиерея и вновь назначен в Харбин. Служил в Благовещенской церкви, в церкви Корпусного городка (1953–1957 гг.) В 1957 г. эмигрировал в Австралию, проживал в г. Брисбене, где был назначен настоятелем Свято-Серафимовской церкви. Однако, из-за подозрительного отношения местного духовенства к священникам, прибывшим из Китая, приход оказался малочисленным. Работал на мебельной фабрике, а служил только по выходным дням. Его матушка работала уборщицей. Затем, в 1959 г. с помощью своих бывших прихожан-харбинцев, которые обосновались в США, переехал в Сан-Франциско, где служил в церкви приюта Св. Тихона. Скончался от тяжелой болезни в Сан-Франциско 11.12.1971 г.
Полянских Алексей Григорьевич
Староста церкви с.Сюмси, крестьянин д.Сюмсиил. 17 октября 1938 г. арестован. Через полгода осужден на 8 лет. «Вышел из заключения хиленьким старичком, почти ослепшим, но о веры не отрекся. По воспоминаниям земляков, в Сюмсиил он не вернулся, т.к. от его хозяйства ничего не осталось, а жил где придется, в том числе и в не зарегистрированном молельном доме в Сюмсях». В июне 1958г. был послан в Ижевск на встречу с Н.С.Хрущевым, который должен был приехать на юбилей 400-летия присоединения Удмуртии к России. Его принял уполномоченный поделам религии поделам религии при Совете министров СССР. После беседы с ним уполномоченый сказал : «фанатик, давший обет Богу посвятить свою жизнь открытию церкви в Сюмсях». Но Хрущев не приехал. Полянских умер в Ижевске.
Замятин Дмитрий Ипполитович. село Зон
- Дата рождения: 1870 г.
- Место рождения: Кировская обл., Кильмезский р-н, с. Кильмезь
- Пол: мужчина
- Национальность: русский
- Образование: духовное
- Профессия / место работы: священник Троицкой церкви.
- Место проживания: г. Ижевск
- Дата смерти: 17 апреля 1938 г.
- Место смерти: Карелия, Белбалтлаг, Кондопожское отделение
- Где и кем арестован: Удмуртская АССР, г. Ижевск
- Мера пресечения: арестован
- Дата ареста: 17 декабря 1937 г.
- Обвинение: «антисоветская агитация»
- Осуждение: 24 декабря 1937 г.
- Осудивший орган: тройка при НКВД Удмуртской АССР
- Приговор: 10 лет ИТЛ
- Дата реабилитации: 23 июня 1989 г.
- Комментарий к аресту: Карелия, Белбалтлаг, Кондопожское отделение (1938—17.04.1938 гг.)
(40)